Церковь Св. Николая Чудотворца (Николо-Гончарная, Николо-Пахотная)

1735, 1804, 1864 гг.

Никольская церковь на Верхне-Никольской площади венчала самую высокую точку города Болхова. Первое упоминание о ней содержится в Писцовой книге писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова (1624–1625 гг.): «В пахотной слободе церковь Николы Чудотворца деревян клечет, а в нем образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение попа Никольскова Игнатия, да дьячка Якушки Дементьева сына Разпопа и мирских людей; под церковью и клад-бищем места в длину 20 сажен, поперек тож». В ночь на 7 мая 1695 г. «часу в пятом» в Болхове вспыхнул большой пожар, уничтоживший кружечный и таможенный дворы, дворы именитых людей Григория Строганова и Никиты Шутова, 3 двора поповских, 72 посадских, 79 лавок, 26 кузниц и две церкви – Вознесенскую и Никольскую.

За свою историю храм неоднократно перестраивался и возводился заново, в частности, в конце XVII или начале XVIII вв. очередную деревянную церковь на этом месте возвели иерей Игнатий и чтец Иаков. Кирпичную холодную цековь во имя Св. Николая Чудотворца вместо старой обветшавшей построили в 1735 г. В 1804 г. ее трапезную расширили и сделали теплой, устроив по бокам два придела: во имя Воздвижения Св. Креста (правый) и трех святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова (левый). В 1864 г. над трапезной построили второй этаж, где разместили еще три придела: главный во имя Иерусалимской иконы Божией Матери (в центре), во имя Св. Нила Столбенского (правый) и Св. Михаила Архангела (левый).

Главными святынями храма являлись чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери и деревянный образ Св. Николая Чудотворца. Иерусалимская икона на ризе имела надпись: «Истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятой Богородицы, нарицаемая Иерусалимская, которая имеется в царствующем граде Москве в соборе церкви Успения Пресвятой Богородицы, по обещанию, коштом (на средства. – В.Н.) Брянского фабриканта Тихона Григорьева, сына Чамова, – писано в Москве иконописцем греком Егором Ивановым, а свершился сей Св. образ 1755 г. Генваря 20 дня». Образ Св. Николая Чудотворца представлял собой небольшое (6–8 вершков) резное изображение, вероятно конца XVII – начала XVIII вв., святителя Николая в митрополичьем облачении, державшего в распростертых руках меч и град (так называемый образ «Николы Можайского»). Ежегодно 12 октября из Николо-Гончарной церкви совершался крестный ход в Спасо-Преображенский собор.

На церковном участке помещались и три каменных помещения, сдаваемых под лавки.

В 30-е годы XX в. церковь Св. Николая Чудотворца была закрыта. После Великой Отечественной войны, несмотря на то, что храм находился в достаточно хорошем состоянии, началось его постепенное разрушение, и к 1970 г. от него осталась одна колокольня, которая была взорвана, несмотря на протесты Общества охраны памятников. В настоящее время на месте Никольской церкви располагается небольшой сквер. Резной образ Св. Николая Чудотворца чудом уцелел и в настоящее время хранится в фондах Орловского областного краеведческого музея. С одной стороны он немного обгорел и был, вероятно, в свое время найден на пожарище или вытащен из костра.

Источник: Неделин В.М., Ромашов В.М. Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Книга вторая. — Орел: «Вешние воды», 2009.